Дизельные генераторы, как и любая другая техника, нуждаются в своевременном техническом обслуживании – комплексе действий по поддержанию техники в рабочем состоянии. Регулярно проводимое сервисное обслуживание дизель-электростанции позволяет избежать многих поломок в течение всего срока службы. И наоборот, в случаях несвоевременного техобслуживания вероятность отказа техники близка к стопроцентной, причем, как обычно, в самый критически важный момент.

Периодичность ТО дизельных генераторов

Техническое обслуживание дизель-генераторных установок проводится согласно регламенту завода-изготовителя. Как правило, в нем указывается периодичность по времени или наработке мото-часов. Например, «не реже 1 раза в год или каждые 1000 мото-часов, что наступит раньше». Для регулярно работающей ДГУ техобслуживание обычно проводится каждые 250 мото-часов, хотя бывают случаи, когда производители заявляют 300 часов пробега между двумя ТО. Причем, ТО-250, ТО-500, ТО-1000 и ТО-2000 (название по количеству наработанных мото-часов, также используются аббревиатуры ТО-1, ТО-2, ТО-3) отличаются друг от друга набором работ. О них речь пойдет ниже.

Совсем другое дело – техобслуживание резервной ДЭС, т.е. дизель-электростанции, находящейся в резерве. Несмотря на то, что она не работает, все-таки проводить ее обслуживание необходимо. Как правило, регламенты производителей предписывают не реже 1 раза в год обслуживать дизель-генераторы с заменой расходных материалов и технических жидкостей (аналог ТО-1000 или ТО-2000). Кроме того, рекомендуется проводить техническое обслуживание без замены расходников (так называемое проверочное ТО) через полгода после годового ТО, а желательно ежеквартально. Мы также рекомендуем не реже одного раза в месяц проводить пробные пуски электростанции: Вам же необходимо убедиться, что она заработает в самый нужный момент.

Наверняка механики со стажем вспомнят и сезонные ТО, в процессе которых техника готовится к зимнему и летнему сезонам. Можно сказать, что в наше время ввиду теплых зим и повышения качества техники сезонное техобслуживание современных дизель-генераторных установок в средней полосе России обычно не проводится. Вместо этого во время подготовки к зимнему сезону проводят ежегодное ТО с определенными элементами сезонного технического обслуживания (например, заменой дизельного топлива). Но в условиях континентального и резко-континентального климата, а также в северных районах страны сезонные ТО являются обязательным элементом комплекса техобслуживания дизельных электростанций.

Работы по техническому обслуживанию ДГУ

Для упрощения восприятия основные работы по техобслуживанию сведены в таблицу.

Техническое обслуживание

gallery/то

 

Как видно из нее, самым простым с точки зрения набора работ является проверочное техобслуживание, когда производятся только контрольно-проверочные работы без замены расходных материалов и технических жидкостей. Оно предполагает замену деталей и расходных материалов и долив технических жидкостей только в случае необходимости.

В «цифровых» ТО, помимо работ, указанных выше, также проводятся:

в ТО-250 (и выше) замена масла и масляного фильтра;

в ТО-500 (и выше) добавляется замена топливных фильтров;

через каждые 1000 мото-часов либо 1 раз в год, в зависимости от того, что наступит раньше, проводится ТО-1000, где рекомендуется выполнить комплекс работ по ТО-500, а также сменить воздушный фильтр;

раз в два года или через 2000 мото-часов (ТО-2000) требуется заменять охлаждающую жидкость и соответствующие фильтры (если есть).

В зависимости от конфигурации автономной системы электроснабжения, регламентов производителя или требований заказчика могут проводиться и другие работы. Например, обслуживание ИБП (источников бесперебойного питания), систем АВР, контроллеров управления, пожарной сигнализации. Как минимум раз в год рекомендуется проверять электростанцию при работе под нагрузкой, желательно нагрузочным модулем, с помощью которого можно не только проверить работоспособность техники, но и определить параметры, которые подлежат корректировке, а также заменять дизельное топливо в баке.

Все эти рекомендации – не блажь производителей, а действительные требования к нормальному обслуживанию дизельных электростанций, которые должны заработать в нужный момент и выдать необходимую мощность с заданными параметрами. Необслуживаемый дизель-генератор не только не включится, когда это необходимо, но и потребует дорогостоящего восстановления своей работоспособности. Таких ДГУ в нерабочем состоянии в любом регионе России можно найти множество. Самым же ярким примером безрассудного отношения к обслуживанию техники являются события на японской АЭС Фукусима, когда резервные дизельные генераторы не запустились из-за своего неудовлетворительного состояния. А ведь трагедия могла не случиться…